1 .В современных условиях ни одна организация не сможет вести успешную деятельность без четко разработанного бизнес-плана . Именно в бизнес-плане содержаться основные положения вашего проекта. «Стандартного» бизнес-плана не может существовать, так как любое начатое дело имеет свою специфику. Но на практике известны некие общие принципы, рекомендации по составлению выгодного бизнес-плана.
Нельзя забывать о том, что хорошо разработанный бизнес-план – это способ привлечения дополнительных инвесторов. Поэтому он должен быть четким, кратким, интересным и понятливым. Большинство проектов разрабатываются на 3-5 лет, и 10-20 страниц их описания в бизнес-плане вполне достаточно.
Бизнес-план – лицо вашего проекта. С первых страниц нужно суметь заинтересовать потенциального инвестора. Как это сделать? Очень просто. С самого начала опишите идеи, цели и возможную прибыль от вашего проекта. Не следует чрезмерно перегружать бизнес-план информацией, раскрывающей суть вашего дела. Достаточно ясно и четко, желательно с разбивкой по пунктам, описать основные положения.
Включите в свой бизнес-план преимущества вашей продукции, оказываемых услуг, используемого оборудования. Однако не стоит подробно описывать технические операции, процессы. Используйте общепринятые термины. Тем самым ваш бизнес-план будет полным и простым.
План должен содержать в себе проверенные данные. Не следует делать неопределенных утверждений, таких как «продажи в следующем году увеличатся в несколько раз!». Подобные утверждения, если они ничем не обоснованы, вызовут сомнения со стороны инвесторов. В вашем бизнес-плане прогнозы и предположения должны быть реалистичными. Весь ваш проект должен быть хорошо изучен и опираться на достоверные документы, источники, результаты экономических исследований. Кредиторы и инвесторы не станут рисковать и вкладывать деньги в нереалистичные планы.
Не следует описывать свой проект только с положительных сторон. Опишите в бизнес-плане все возможные предстоящие расходы и риски, связанные с реализацией проекта. Не бойтесь указывать слабые стороны или существующие на данный момент проблемы. Рано или поздно все они выявятся, а если они будут раскрыты не вами самими, а инвесторами, то это подорвет их доверие к вашему делу. Главное, описывая проблемы и риски, предложите возможные пути их решения.
И наконец, вид вашего бизнес-плана должен быть привлекательным, чтобы его было интересно читать. Используйте эти не сложные рекомендации по написанию бизнес-плана, и тогда ваш проект точно принесет прибыль.
, по сути, это проект вашего будущего дела, конкретно отвечающий на вопрос как начать свой бизнес. Бизнес-план включается в себя описание всех ваших действий, направленных на открытие и развитие своего бизнеса, а также содержит финансовый отчет о будущих затратах, доходах и расходах вашей деятельности. Ваш примерный бизнес план прежде всего должен определять цели и задачи бизнеса, отражать состояние рынка, оценивать конкуренцию.
Можно ли обойтись без письменного бизнес-плана? В принципе можно. Можно, если сильно постараться, и стену разбить головой, а можно вначале разметить, куда бить, один раз ударить кувалдой и стена рухнет. Вы же не будете строить дом без проекта, или печь торт без рецепта. Такая же ситуация и с бизнес планом. От того, насколько грамотно и применительно к реальности вы его составите, будут зависеть результаты ваших дальнейших трудов. А чтобы эти труды не оказались напрасными, стоит потратить даже пару дней (а то и больше, если понадобиться) и обязательно составить письменный бизнес-план. Возьмите, это себе за правило. Если вы хотите открыть свой бизнес всерьез и надолго, приучайте себя сразу к дисциплине и фиксируйте мысли на бумагу, чтобы не забыть в дальнейшем.
Новичку составить бизнес-план очень сложно, невозможно учесть всех тонкостей, расходов и точным образом спрогнозировать доходы от своего бизнеса. Возможно, даже для этого понадобиться прочесть специальную литературу или привлечь специалистов по бизнес-планированию. Первый вариант слишком долгий, второй затратный. Еще учтите, что бизнес-план каждый составляет по-разному, используя при этом различные заумные термины, коэффициенты, расчеты. В результате вы можете не узнать, чем же вы будете заниматься и какова эффективность вашей деятельности. Однако есть решение проще. Найдите в Интернете или же опять в книгах по планированию бизнеса наиболее понятный вам и примерный бизнес-план. Ухватите суть и смысл изложенного. Очень важно, чтобы вы понимали, что пишите. После этого заменяйте и вставляйте в соответствующие строки свои цели, задача, затраты, цены и т.д.
Определимся с основными деталями, которые должен содержать ваш письменный бизнес-план.
Определите назначение своего бизнеса, его цели и задачи, с помощью чего вы их достигните (средства). Здесь просто подробно опишите, чем именно вы будете заниматься, в чем состоит уникальность идеи бизнеса, чего вы вообще ждете от своего дела и как будете все это осуществлять. Отразите основное и дополнительные направления своего бизнеса. Причем, укажите все перспективы, возможности развития и расширения как в краткосрочной (до 1 года), так и в долгосрочной перспективе. Можете не жалеть бумаги и подробно расписывать все формулировки. Если вы не можете правильно сформулировать цели и задачи, преимущества перед конкурентами, почитайте литературу, Интернет, позаимствуйте чужие определения. Произведите расширенный обзор рынка, на котором будете вести свой бизнес . Начните с того, какая численность людей живет в том или ином месте, сколько из них может быть потенциальными потребителями вашего товара или услуги, на какую категории людей вы рассчитываете. Оценивайте не только численность, но и благосостояние живущих там людей.
Далее, определите уровень конкуренции. Для этого посчитайте, какое количество фирм, занимается деятельностью подобной вашей. Определите сильных и слабых конкурентов, для этого оцените их сильные и слабые стороны. Узнайте, какие ошибки они допускают при продаже товаров (оказании услуг). Сравните численность и профессиональный уровень персонала, обороты их бизнеса, количество и качество основных средств, финансовые резервы для расширения и дальнейшего продвижения на рынке. Обязательно при оценке всех этих факторов, указывайте источник получения информации, поскольку любые факты должны быть кем-то или чем-то подтверждены. Не подменяйте желаемые факты на действительные.
Подумайте, можно ли обойтись без помещения, иначе обоснуйте необходимость помещения (или нескольких помещений) для своего бизнеса. Выбрав помещение, узнайте стоимость арендной платы, какой минимальный/максимальный срок аренды. Обсудите перспективы с собственником долгосрочного сотрудничества. На случай расторжения договора предусмотрите наличие запасных помещений для аренды, узнайте цены. Цены по стоимости аренды, характеристики помещения записывайте в бизнес план. Определитесь, какое необходимо закупить оборудование для начала ведения бизнеса, где его выгодней приобрести, сколько на это уйдет средств. Просчитайте также затраты на регистрацию своего бизнеса.
Подумайте, можно ли будет вести свой бизнес одному. В противном случае обоснуйте необходимость персонала. Укажите, какое количество сотрудников вам реально понадобиться, на какое время (постоянно, временно, совместительство), примерно сколько вы потратите на заработную плату в месяц (с учетом всех начислений на фонд оплаты труда).
Переходите с финансовой части вашего бизнес-плана . Составьте таблицу следующего вида. Все строки в этом бизнес плане являются только вашим личным делом и зависят от специфики бизнеса. Бизнес план обычно составляется на 2 года, поскольку это самые трудные годы для развития своего бизнеса. Во-первых, вы сможете обрисовать свои перспективы на довольно длительный срок, во-вторых, сможете запастись необходимым терпением. В бизнес-плане по состоянию на каждый месяц должны быть спрогнозированы расходы и доходы своего бизнеса.
Разнесите свои затраты на постоянные (ежемесячные), переменные и прочие. На постоянные затратные расходы отнесите арендную плату, коммунальные платежи, стоимость закупаемых товаров (если дело касается торговли), расходных материалов, потери сырья, оплату труда персонала с учетом налогов на заработную плату, если необходимо расходы на рекламу и т.д. в зависимости от ваших ежемесячных расходов т.е. все те расходы, которые вы будете нести каждый месяц. Учтите, что с течением времени цены на закупку сырья, расходников могут увеличиваться. Поэтому можете предусмотреть в своем бизнес плане 10% -ное увеличение затрат за каждые полгода.
Доходы у вас могут идти всего лишь одним видом, доходы от реализации товаров (оказания услуг). Но если вы, допустим, вложили деньги в банк под определенный процент, и имеете с этого доход, можете создать для этого строку «Прочие доходы». Когда будете вносить свои доходы, постарайтесь не преувеличивать их, таким образом, вы дополнительно застрахуете себя от возможных неожиданностей.
Посчитав разницу между доходами и расходами, вы сможете примерно увидеть помесячную, годовую чистую прибыль. Это примерный бизнес-план, на который вы можете ориентироваться. Сам бизнес план вы можете составить в программе Microsoft Excel, для автоматического расчета своих расходов и доходов, применяя формулы. Таким образом, вам будет легче пересчитывать ошибки и вносить необходимые коррективы. Не пытайтесь вносить в бизнес план абсолютно точные цифры, все равно расчетные и действительные величины не совпадут. Можете взять за основу расчета тысячи с округлением одного знака после запятой.
Составление бизнес-плана является одним из первых важных шагов, чтобы начать свой бизнес. Удачи вам в составлении бизнес-плана своего дела!